X-COM: Enforcer (2001)

Эта игра, первая в серии XCOM в новом тысячелетии, появилась в «темный период» франшизы – можно сказать, в самые темные ее времена. По жанру это шутер, имеющий мало отношения ко всему тому, за что мы любим XCOM – собственно, в нем нет вообще почти ничего, кроме непрекращающегося отстрела инопланетян. Недаром журнал Computer Games Magazine назвал Enforcer «таким же глубоким и сложным, как сковородка». Что, в общем, неудивительно, учитывая историю создания.

 

«Я его слепила из того, что было…»

Компания-издатель MicroProse, выпустившая все части оригинальной серии, пошла гулять по рукам еще в 1994 году: сначала она перешла под крыло Spectrum Holobyte, потом стала частью имерии Hasbro, ну а в 2001 году все активы Hasbro перекупила Infogrames, задумавшая тогда стать монополистом рынка компьютерных игр. MicroProse, кстати, этого не пережили — основные подразделения студии были ликвидированы в том же 2001 году, хотя агония продолжалась еще пару лет.

Собственно, серия X-COM в MicroProse была обречена с момента, когда из нее после провала X-COM: Apocalypse ушел «мозг» команды — автор оригинальной UFO Defence Джулиан Голлоп (игру его мечты выпустили практически в стадии бета-версии). Оставшиеся в MicroProse разработчики уже не блистали оригинальными идеями, во всем подчиняясь требованиям издателей.

А издателям отчего-то не хотелось больше пошаговой тактики. Еще маркетологи Spectrum Holobyte (да-да, те самые ребята, едва не лишившие нас UFO) приняли сомнительное решение — «давайте налепим игр разных жанров по X-COM, авось что-то да выстрелит». Hasbro доставшейся ей в наследство интеллектуальной собственностью распорядилось в стиле «делают что-то, и хорошо», поэтому MicroProse всю вторую половину девяностых разрабатывали одновременно:
— космический симулятор X-COM: Interceptor
— командный шутер X-COM: Alliance
— стратегию в реальном времени X-COM: Genesis

Genesis обещали сделать 3D-стратегией в реальном времени, и из всех проектов Microprose на классику она походила больше всех. Но…

Как мы знаем, Interceptor вышел в 1998 году и мало кого заинтересовал. Разработка же Alliance и Genesis шла тяжело, затянулась надолго и в стадии «мы тут пытались, но что-то не выходит ни фига» достались уже Infogrames. Когда новые хозяева немного разобрались в том, что приобрели, была дана команда срочно делать из всего этого уже хоть какую-нибудь игру.

Таким образом, примерно за полгода из наработок Alliance и Genesis и был слеплен X-COM: Enforcer.

 

Run’n’Gun

Сюжет Enforcer сделан по заветам Ромеро и Кармака — то есть он тут весьма условен, как в порнофильме, потому что главное в шутерах не в сюжете.

Меню игры

Итак, во время первого вторжения инопланетян некий безумный ученый ака Профессор создает военного робота ака Enforcer (перевели как «Миротворец»), предназначение которого — бороться с инопланетянами.

Вот такой вот «Миротворец»

Робот умеет носиться как угорелый по уровням и стрелять из разных пушек во врагов, которые напирают со всех сторон. Пушки и себя можно апгрейдить найденными пауэр-апами, а на уровнях нужно всех убивать и выполнять задания — защитить заложников, или выстоять против волн врагов, или убить босса. Среди врагов попадаются знакомые по первой части ребята вроде сектоидов или риперов.

Убиваем сектоидов из убер-пушки

В целом, игра — классический коридорный шутер, разве что с видом «из-за спины главного героя». Однако на тот момент давным-давно вышли Quake, MDK или Duke Nuckem 3D, которые давали игроку ровно то же самое и даже больше. В общем, продукт получился весьма средним, а добавление к нему названия «X-COM», как и в случае с Interceptor, не принесло ровным счетом никаких вистов. Игровое сообщество встретило Enforcer весьма прохладно.

 

Резюме

Ровно те же выводы, что и после Interceptor — фанатам классической трилогии совершенно не нужен был шутер при наличии гораздо более качественных и интересных шутеров в то время; попытка привинтить XCOM-овские механики к происходящему совершенно «не зашли» (в этот раз особо даже и не пытались их ввести). Игра «не взлетела».

…После коллапса MicroProse X-COM: Enforcer на долгие 10 лет стал «последней игрой про XCOM» в серии. Тем не менее, запрос на XCOM был велик, так что все нулевые фанаты играли в спин-оффы по мотивам (типа UFO: Aftermath/Aftershock/Afterlight от чешских разработчиков ALTAR Games) и фанатские ремейки.

Всё это продолжалось, пока к концу нулевых Джейк Соломон и Firaxis Games не объявили о разработке Enemy Unknown. Но это уже совсем другая — более светлая и радостная — история.

 

datastoreСтатьи об играх серии:

UFO: Enemy Unknown/ X-COM:UFO Defense (1993)
X-COM: Terror from the Deep (1995)
X-COM: Apocalypse (1997)
X-COM: Interceptor (1998)
X-COM: Enforcer (2001)
► XCOM: Enemy Unknown (2012) (скоро)
► The Bureau: XCOM Declassified (2013) (скоро)
► XCOM2 (2016) (скоро)

Powered by: Wordpress
Яндекс.Метрика