X-COM: Apocalypse (1997)

Джулиан Голлоп никогда не придумывал плохих игр. Наоборот, все его идеи были для своего времени практически революционны. Взять первый UFO Defence — на момент появления ни одна игра и рядом не стояла с ней по продуманности и разнообразию предоставляемых игроку возможностей. X-COM: Apocalypse задумывался как следующий шаг на этом пути, еще один шедевр мастера. Потенциал замысла, и правда, был гигантский. Но — не сложилось…

Впрочем, по порядку.

В материале об X-COM: Terror from the Deep я уже писал, что сразу после первой игры Голлоп сотоварищи начал придумывать новую, и идея была вовсе не «давайте перекрасим UFO Defence под подводные бои». Нет, следующим шагом должен был стать очередной прорыв в индустрии — игра, где проект XCOM не только отстреливает пришельцев, но и балансирует в дипломатических отношениях с множеством коалиций, и всё это в среде, где каждое строение на карте влияет на всю карту в целом. То, что стало называться в итоге X-COM: Apocalypse.

 

кстати1Сюжет X-COM: Apocalypse тянет на фильм в жанре киберпанк-боевика. На Земле — 2084 год, и светлое будущее складывается не очень-то и светло: плохая экология вынудила жителей Земли переселиться в один огромный мегаполис, отгороженный от прочей планеты фильтрующими стенами. Так что всё действие игры (по крайней мере, поначалу) происходит в одном гигантском городе — Мега-Прайме. Атмосфера — ну чистый киберпанк: разгул синдикатов, между собой борются мафия, полиция, военные, странные культы и прочие группировки, в ходу синтетические наркотики и технологии на грани этики. А потом еще в небе над городом начинают открываться странные порталы, откуда лезет непонятная инопланетная дрянь… Самое время возродить организацию, почти сто лет назад победившую пришельцев — XCOM.

 

Гладко было на бумаге…

Итак, чем была эта игра в замысле Голлопов и технической документации?

  • Глобальным миром одного города. В стратегическом режиме вместо привычного глобуса игрока окружает жизнь огромного мегаполиса, где каждое здание имеет свое назначение. Например, гидропонные фермы обеспечивает город едой, строительная корпорация занимался стройками и ремонтом, телестудия выпускает в эфир передачи, влияющие на настрой населения, и т.д. И всё это соединяется в единую инфраструктуру, которая позволяет городу жить в своём ритме, но в то же время может стать и источником проблем для игрока. Этакая «Sim City», только с мафией и пришельцами.
апок2

Добро пожаловать в дивный новый мир

 

Идея супер-мегаполиса с анархией на улицах (и даже его название), а также многие элементы сеттинга  явно опираются на вселенную «Судья Дредд».

Дело в том, что ранние игры Джулиана Голлопа заинтересовали Games Workshop, собиравшейся сделать игру про Дредда. Голлоп предложил им что-то вроде компьютерного варианта сложной настольной игры. Действие должно было происходить в многоуровневом постапокалиптическом мегаполисе Мега-Сити, а игрок должен был управлять отрядом Судей. Однако Games Workshop сочла такой вариант слишком сложным, и в итоге по комиксам была сделана незамысловатая аркада про Дредда на мотоцикле. Но идея воплотить «всемирный мегаполис» из «Судьи Дредда» в полноценной стратегической игре запала в душу Голлопа. Ее он и попытался осуществить в Apocalypse.

 

  • Дипломатической головоломкой. К стандартному режиму «развиваем базу на деньги Совета и потихоньку торгуем артефактами» добавляется куча других возможностей — на стыке дипломатии, наемничества, влияния на лидеров, боевых рейдов с целью поживиться имуществом вражеских группировок и прочего. Дружба или вражда с каждой из борющихся сил имеет свои плюсы и минусы — например, «Марсек» (военная корпорация, торговцы продвинутым оружием) существенно снижает для тебя цены, если ты с ними в ладах, а «Союз Мутантов» обеспечивает тебе одаренных псиоников-рекрутов.
апок3

Бой с пришельцами в разгаре. Хорошо видны антигравитационные лифты

  • Измененной по сравнению с UFO Defence тактикой. Поле боя в каждом здании — уникально и имеет свои особенности. Нередки многоэтажки в 8-9 этажей, так что перестрелки «по вертикали» или валящиеся с потолка мозгососы — обычное дело. Из зданий есть много выходов, так что враги и оперативники могут покидать поле боя поодиночке. Кроме того, впервые в серии появляется режим реального времени с активной паузой. А еще, снаряжение бойцов стало существенно разнообразнее.
Xcom_apoc_screenshot3

Аж глаза разбегаются!

  • Продолжением истории, начатой в UFO Defence. Почти сто лет прошло с финальной миссии «Project Cydonia», и Земля активно осваивает новые возможности. Корпорация «Марсек», например, гнездится на Марсе, их оружие работает на элерии, а «Союз Мутантов» сплошь состоит из полукровок, смеси людей и сектоидов. Вообще, многие детали, от оружия до названий, являются продолжением всего того, с чем мы сталкивались в UFO Defence.

А что на самом деле?

…А на самом деле мы, конечно, получили всё описанное выше, только в донельзя, ужасно, грубейшим образом обрезанном варианте.

 

Над Apocalypse работала большая, но плохо слаженная команда, и времени было в обрез. MicroProse наняла сторонних дизайнеров уровней, с которыми у Голлопов возникли трения. Художники из MicroProse рисовали не то, что им было нужно (особенную критику вызывали чужие и город). Вдобавок ко всему бои было решено делать в реальном времени, потому что, по мнению издателей, «людям больше не нужна пошаговая тактика» (возможность выбирать между боями по ходам и «реал-таймом» — компромисс, на котором с трудом сошлись Голлопы и издатель). А на стадии бета-тестинга отвалились все тщательно продуманные Джулианом механики дипломатии и взаимодействия организаций друг с другом.

 

Глобальный интерактивный мир, единая сложная система, в релизе игры была больше похожа на муляж самой себя. Вместо экономической системы — заглушка. От всей дипломатии остались лишь денежные компенсации за ущерб — никаких лидеров, никаких «операций наемников», никаких переговоров и сотрудничества.

Более того, даже то, что было реализовано, было реализовано криво. Все воздушные суда летают практически с одной скоростью, танки могут застрять посреди города, если повреждено дорожное полотно (правда, при перемотке времени волшебным образом телепортируются куда надо). Кроме того, система боев не учитывает реального состояния зданий на стратегической карте, и после рейда к каким-нибудь культистам можно повторить его через секунду — здание снова цело, культисты живы, и ценности можно снова разграбить. Смыть, повторить, пока не надоест…

 

В итоге

Тем не менее, мы получили весьма необычную и интересную по тем временам игру. Жаль, что не ту, которую задумывал Голлоп — если бы она была реализована, это была бы шедевральная штука, стоящая наравне с UFO Defence.

Что повлияло на то, что Apocalypse так сильно упростили и выпустили в явно полусыром виде, вполне понятно. Это жадность издателя — MicroProse и его сменявшиеся владельцы уже продемонстрировали ее на этапе Terror from the Deep — а также разница в подходах к играм. Именно в этот период MicroProse покидают ключевые люди — Сид Мейер, который основал Firaxis Games, и Джулиан Голлоп, подавшийся на вольные хлеба.

Самой MicroProse оставалось существовать считанные годы, а серия XCOM вступила в свои смутные времена…

 

Однако через 20 лет Джулиан Голлоп всё-таки, кажется, решился на полноценный реванш. Созданная им в Болгарии студия Snapshot Games всего за неделю набрала необходимые 500 000 долларов на создание игры Phoenix Point, духовного наследника серии X-COM. В ней Джулиан обещает, наконец, реализовать всё то, что не получилось в Apocalipse — в частности, в постапокалиптическом (хм, каламбур!) мире Phoenix Point остатки человечества разбиты на фракции, которые сложным образом  взаимодействуют между собой. «Мир одного города», таким образом, расширяется до целой планеты.

Подробнее о Phoenix Point читайте в отдельной статье.

 

datastoreСтатьи об играх серии:

UFO: Enemy Unknown/ X-COM:UFO Defense (1993)
X-COM: Terror from the Deep (1995)
X-COM: Apocalypse (1997)
X-COM: Interceptor (1998)
X-COM: Enforcer (2001)
► XCOM: Enemy Unknown (2012) (скоро)
► The Bureau: XCOM Declassified (2013) (скоро)
► XCOM2 (2016) (скоро)

Powered by: Wordpress
Яндекс.Метрика