UFO: Enemy Unknown/ X-COM:UFO Defense (1993)

Славная история проекта XCOM начинается в начале девяностых годов прошлого века. Именно тогда талантливый гейм-дизайнер Джулиан Голлоп, набив руку на получивших признание тогдашних геймеров играх типа Chaos и Laser Squad, при помощи своего брата Ника и двух художников создал одну из самых известных компьютерных игр за всю их историю. Да, мы говорим о первой «UFO: Enemy Unknown/ X-COM:UFO Defense» (одним названием пользовались в Европе, другим в Америке). Теперь, когда у нас есть Enemy Unknown 2012-го года, сообщество договорилось называть ту игру «UFO Defense», чтобы не путать. Ну или просто «UFO», «оригиналом» или «классикой», отдавая дань уважения шедевру.

 

кстати1Кстати, говоря «шедевр», я выражаю не просто личное мнение.

О качестве UFO Defense говорит хотя бы то, что в нее (игру почти 25-летней давности!) с большим удовольствием играют до сих пор. Многими экспертами она признается одной из лучших компьютерных игр вообще.

Например, в 2007 и 2009 году ресурс IGN поставил ее на первое место в ряду «25 лучших PC-игр всех времён».

 

Многие помнят эту заставку

Если цитировать Википедию, то UFO Defense — это «смесь пошаговой стратегии и тактической ролевой игры». Братья Голлопы (прежде всего, старший из них, Джулиан Голлоп) разрабатывали ее три года, попрактиковавшись на играх вроде Laser Squad и Rebelstar и взяв оттуда ключевые механики вроде очков действия и концепции поля зрения бойца.

 

факт1Сюжет UFO Defense лежит в рамках популярной на Западе фантастической идеи о нападении пришельцев на Землю, заложенной еще Гербертом Уэллсом в «Войне миров» и получившей огромную популярность на волне массовой НЛО-истерии в Америке 50-60х годов. По рассказам, Голлопа вдохновлял роман Роберта Хайнлайна «Кукловоды» и британский сериал «UFO».
В основу же главной механики игры легла книга Роберта Лазара, якобы работавшего в Зоне 51 над захваченными летающими тарелками (оттуда же пришло и таинственное «топливо чужих» под названием «Элемент-115», в игре ставшее сначала «Элерием-115», а потом сократившееся просто до «Элерия» (Elerium)). Сначала мы исследуем места падения НЛО, затем изучаем инопланетные технологии на базах XCOM, а потом обращаем технологии пришельцев против них самих.

 

Успех UFO обеспечила сумма игровых составляющих проекта, умудрявшихся донельзя уместно сочетаться друг с другом. Тут есть тактические бои, пугающие пришельцы (их ИИ тоже был взят из старых наработок Джулиана), исследования и экипировка истребителей, прокачка бойцов, продажа артефактов пришельцев, взаимоотношения с 16 спонсирующими XCOM нациями и даже полет на Марс! Эта гремучая смесь прекрасно показывает себя и по нынешним временам, когда геймеры избалованы сотнями высококлассных игр — стоит ли говорить, что четверть века назад это была настоящая революция.

Именно в UFO Defense зародился этот сумасшедший коктейль «симулятора боевой базы» с его строительством, исследованиями и микроменеджментом, и пошаговых тактических боев, который отличал все лучшие игры серии. Ну и, пожалуй, главный принцип XCOM вообще — это СЛОЖНАЯ игра. Человеческие технологии изначально слабее инопланетных, и победить в бою, не понимая в тактике, почти невозможно. Нужно вести исследования, успевать отражать удары врага, строить базы, сбивать корабли пришельцев — в общем, для успешной игры в XCOM с самого начала нужны были мозги в голове.

Штурм сбитой "тарелки". Внутри - летуны (floaters)

Штурм сбитой «тарелки». Внутри — летуны (floaters)

 

Разработка

В это сложно поверить сейчас, когда игры разрабатываются гигантскими студиями, но фактически вся Mythos Games состояла из Джулиана Голлопа и его брата Ника, а также двух временами работающих с ними художников (один рисовал пришельцев и солдат, другой — ландшафты). Композитор Джон Брумхолл подключился на два месяца, когда игра была уже почти готова.

 

Джон Брумхолл, композитор MicroProse:

«Мне сообщили, что мы работаем над новым проектом студии Mythos Games, возглавляемой братьями Голлопами. В раннюю версию игры уже вовсю рубился наш отдел бета-тестирования, и отзывы были весьма хорошими. Мне понравилась общая идея и сюжет. Когда показали графику и дали поиграть самому, я остался в полном восторге, вдохновился проектом.

Для стратегической карты я постарался написать музыку, которая создавала бы ощущение движения времени и атмосферу тревожного ожидания. Кажется, стратегическая музыка получилась мрачной и серьезной. Отдельные светлые моменты проскакивают, но в целом все очень грустно — ситуация-то критическая, Земля под угрозой».

 

 

Совсем недавно, кстати, выяснилась занятная деталь — оказывается, двадцать пять лет назад игра, ставшая одной из лучших в истории, была не то что «едва не отменена», а… реально отменена! UFO Defense разрабатывалась ВТАЙНЕ, полностью на страх и риск нескольких человек — и полностью вопреки воле издателя.

 

История такова. В 1992-93 годах финансовые дела MicroProse были не вполне хороши — настолько «не вполне», что они вели переговоры с компанией Spectrum Holobyte о переходе к ним под крыло. Новому владельцу презентовали ведущиеся проекты (в том числе и UFO). А, надо сказать, братья Голлопы никогда не были сильны в писанине, и поэтому презентация идеи UFO Defense занимала всего несколько куцых листков. Учитывая, что по тем временам никто не смешивал в одной игре глобальную стратегию, пошаговую тактику, менеджмент баз и исследования, ребята из Spectrum покрутили пальцами у висков и сказали всю эту фигню сворачивать к чертям.
Главного спасителя вселенной XCOM зовут Пит Мореланд (Pete Moreland), глава отдела разработки MicroProse. При поддержке президента MicroProse Билла Стили он принял решение, сейчас, из 2017 года, кажущееся невероятным и дерзким: он решил НЕ ГОВОРИТЬ Голлопам, что их проект отменен, потому что те очень сильно бы расстроились. Денег разработка UFO отбирала всего ничего, Голлопы работали фактически вдвоем, изредка привлекая художников и композитора, и на общем балансе их расходы было легко скрыть.
Время шло, и у самих Spectrum дела начали не ладиться. К концу 1993-го им понадобился спасательный круг, игра, которая вытащит их из финансовой, э-э, дыры. Вот тут Microprose и решились рассказать, что на самом деле вовсе не прекращали разработки UFO Defense — и игрушка может выстрелить и всех спасти.
И она действительно выстрелила — эхо до сих пор гремит. 

Самое забавное, что Джулиан Голлоп узнал об этом только через двадцать лет и чисто случайно. То-то, должно быть, был удивлен.

 

Итог

Выйдя в конце декабря 1993 года, UFO Defense мгновенно завоевала дикую популярность во всем мире, в том числе и в России. Было продано порядка 600 000 копий игры.

В странах бывшего СССР, конечно, ее мало кто покупал — гораздо чаще переписывали с компьютера на компьютер. Уж не знаю, кто такой С.Обрящиков из города Тула, но сотни тысяч людей по всему бывшему Советскому Союзу неоднократно говорили ему большое человеческое «спасибо». Большинство тогдашних геймеров (в том числе и я) играли в русскую версию UFO, взломанную и переведенную именно этим «добрым дядей».

Спасибо, друг!

Спасибо, друг!

Конечно, по нынешним временам графика UFO Defense выглядит старомодно, а идея о гнездящихся на Марсе злых пришельцах отдает Гербертом Уэллсом — но это совершенно точно одна из лучших компьютерных игр своего времени и, одновременно, семя, из которого уже более двадцати лет растет вся вселенная XCOM.

 

моддингО популярности игры может говорить, например, то, что в 2010 (!) году фанатами был создан проект OpenXcom. По сути, это клон UFO Defense/Terror from the Deep с возможностью дополнительных пользовательских модификаций. Для игры нужны файлы оригинальной UFO Defence или TfTD.
В список нововведений входят поддержка различных видеорежимов, графических фильтров, поддержка пользовательских модификаций, исправление ошибок оригинального движка. Имеются переводы игры на разные языки, в том числе на русский.

 

datastoreСтатьи об играх серии:

UFO: Enemy Unknown/ X-COM:UFO Defense (1993)
X-COM: Terror from the Deep (1995)
X-COM: Apocalypse (1997)
X-COM: Interceptor (1998)
X-COM: Enforcer (2001)
► XCOM: Enemy Unknown (2012) (скоро)
► The Bureau: XCOM Declassified (2013) (скоро)
► XCOM2 (2016) (скоро)

Powered by: Wordpress
Яндекс.Метрика